Приветствую, коллеги. Не так давно к этому посту был оставлен такой вот, интересный, на мой взгляд, комментарий. Вот он: “Здравствуйте Олег! А могло бы так случиться, что вам бы, к примеру, не позвонили, и какие бы у вас были чувства, скажем, еще через пару месяцев без предложений?
Другими словами, не возникает ли у вас ощущение легкого ужаса при мысли, что вас могут заменить, или что вы «не формат». Я сам, с разной периодичностью, играю на мероприятиях, банкетах в ресторанах, но, в пределах, в основном, одного города. Так вот, когда мне много звонят на счет банкетов, или предлагают играть где-то постоянно, меня охватывает ощущение эйфории, и кажется, что мне вполне хватит денег на жизнь и без моего постоянного места работы в военном оркестре, где мне, признаться, многое не понятно и неприятно, как, впрочем, и любому мыслящему человеку, как мне кажется. Но, как я убедился, какой бы не был разнообразный артист, как правило, любой ресторан его максимум через год заменит. А разовые выступления, хоть и за хорошие деньги, все равно разовые, и поставить это дело на поток, мне кажется, дано не всем. Так вот, после продолжительной тишины, постоянная работа с отпусками и ежемесячной зарплатой «на карточку» кажется вполне уместной, пусть и не с совсем свойственными нормальному музыканту обязанностями, а, также, с ограниченностью действий и перемещений. Так что, если у вас есть это чувство уверенности в завтрашнем дне при работе музыкантом в статусе freelancer, то вы действительно счастливый человек, получающий удовольствие от своей деятельности!”
Уверен, что подобная точка зрения, или, так скажем, подобные сомнения, одолевают почти каждого человека. И не обязательно музыканта… И даже народная мудрость гласит: “Что имеем не храним, а потерявши плачем.”
Не скрою, эти мысли, а именно, “потерять то что имеем”, есть и у меня. Более того, я, без всякого сомнения, считаю, что подобная точка зрения на “то что имеем” есть у каждого здравомыслящего человека! И я, естественно, много размышлял по этому поводу, много наблюдал, как рассуждают, и как поступают музыканты, мои приятели и коллеги из разных стран. Вот, своими мыслями и наблюдениями я и хочу поделиться сегодня с вами.
Это естественно, когда человек получив желанную, ну, или прямо скажем, высоко оплачиваемую работу, старается ее не потерять, бережет ее, и втайне думает, что если всё так будет продолжаться и дальше, в смысле работы, то хорошо бы иметь ее как можно дольше, “до самой пенсии”! Но, нередко бывает так, что (особенно в наше время) обстоятельства меняются совершенно неожиданно, и мы никак не можем на их влиять. Вот пара примеров:
Когда-то двое из наших, можно сказать, еще советских музыканта, нашли замечательную по их словам работу. Они работали на реке Дунай на одном из речных лайнеров, который арендовал некий австриец с румынскими корнями. Так как один из музыкантов (не буду называть имен) был молдаванином по национальности, он быстро нашел общий язык с хозяином (румынский и молдавский язык и национальность – почти одно и тоже). В общем ребята согласились на не плохую, по тем временам зарплату, и, еще вдобавок, они “застолбили” на корабле видеосъемку. Т.е. они снимали видеофильмы о круизах, и успешно продавали туристам, зарабатывая очень солидные по тем временам деньги. 2,2-2,5 тысяч долларов в начале 2000-х (да и сейчас тоже) были для музыканта очень приличные деньги! Для сравнения скажу, что моя официальная зарплата на т.х. Украина в то время была $10 в сутки, у матроса – $7, у официантки – $5. Помню, как в Вене один из них приходил ко мне в гости на т.х. Украина, и хвастливо рассказывал как он собирается работать до пенсии на этом “злачном месте”, и какие покупки собирается сделать. Но вдруг, через несколько месяцев? один из туристов написал жалобу капитану, что видео-съемка является прямым вмешательством в его личную жизнь. В общем, опуская подробности скандала скажу, что ребятам запретили вести видеосъемку круизов. Счастье рухнуло, и ребята судорожно кинулись искать другую работу.
Еще один пример. В 2005-м я работал в составе джазового трио в английской компании Thomson Cruises. Вместе с нами на корабле работали венгры – классический дуэт и парти-бэнд. Помню, за рюмкой, венгры хвалились, что у них на корабле все схвачено, что им не страшны никакие конкуренты, и вообще, они почти породнились с директором круиза, и даже с кем-то из важных менеджеров. По их словам, они и умрут тут, на корабле, настолько долго они собирались работать в этой компании. Венгры приглашали боссов в Будапешт, устраивали им экскурсии и т.п. В общем, они знали что делают. И тут вдруг, через три года сменилось руководство компании, и нас всех решили уволить, и пригласить филиппинских музыкантов, объясняя это тем, что в мире разразился экономический кризис, и компания, буквально, еле связывает концы с концами. Чесговоря, филиппинцы были гораздо круче венгров! (Я уже писал об этом коллективе здесь>>>). В общем, в тот переходный период на круизном лайнере работали и венгры и филиппинцы – два парти-бэнда. Только джазовому трио не прислали замену и мы не знали как выглядит филиппинское джазовое трио. Но, не смотря на то, что мы старательно выполняли все требования по работе и имели только хорошие отзывы от туристов, мы поняли, что нам придется расстаться с этой, как мне тогда казалось, самой лучшей работой в мире!
Да, это было не приятно и горько, но , как говорят американцы “Such is life” – такова жизнь. Но, гораздо в более шоковом состоянии находились венгры. Они ходили, буквально, “черные от горя и мокрые от слез”. Они считали произошедшее чистым предательством, и никак не хотели верить в то, что это происходит именно с ними. Они стали писать, звонить руководству компании, но — тщетно. Приговор был окончательным! Я, кстати, уже через пару лет, работая в Холланде, встретил круизный лайнер “Thomson Celebration” в Пиреях, и в магазине Duty Free встретил пару человек из того филиппинского бэнда. Они рассказали, что все осталось без изменений, вернули лишь венгерский классический дуэт.
Итак, какие можно сделать выводы из выше перечисленных абсолютно реальных, и, на мой взгляд, часто имеющих место ситуаций? Стоит ли “держаться зубами” за существующее место работы? Да, стоит, если эта работа устраивает, если она отвечает потребностям текущего момента. НО! Очень желательно иметь запасные варианты. И вот тут правильным будет, если музыкант принимает участие в разных проектах, зарабатывая таким образом не только дополнительные средства, но и авторитет, известность в среде музыкантов, публичность. Как раз это и нужно для того, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне! Ведь ситуация может измениться в любой момент. Многие музыканты за границей могут одновременно работать в 5-6 “точках”, если они успевают. И это вполне нормально, и даже здорово, хотя и требует больших энергетических затрат.
Если за границей, во всяком случае в Штатах, Канаде, Англии ситуация, когда музыкант принимает участие одновременно в нескольких проектах, типичная и обыденная, то у нас (ну, во всяком случае так было раньше, во времена моей молодости) такая ситуация не всегда, мягко говоря, приветствовалась, в силу нашего менталитета. Не знаю, как обстоят дела с мульти активностью в среде наших музыкантов сейчас, а в те далекие времена стричь капусту еще и на чужом огороде считалось предательством, и было не допустимым. Но это тема отдельного разговора.
О том, как поступают некоторые музыканты при вынужденной смене места работы, я напишу во второй части статьи.