Конфликты среди музыкантов

Conflict

…скажите пожалуйста, случаются ли конфликты среди музыкантов? например кто-то неудачно выступил, влепил не ту ноту, ну и тому подобное. могут ли пожаловаться на музыканта за неудачное выступление? заранее благодарен!

Мне приходилось работать в оркестрах двух “типов” – в “наших” и в американских. Начну с описания ситуации в американских оркестрах. Американские, потому-что большинство музыкантов в оркестре из США, хотя нередко бывает так, что оркестр состоит из музыкантов разных национальностей, но бэнд-лидер, почти всегда, американец.

Американские оркестры отличаются крепкой дисциплиной, и, в то же время, дружественной атмосферой в оркестре. Так происходит благодаря бэнд лидеру и профессионализму музыкантов. Профессионализм – это не только умение мастерски владеть инструментом и быть музыкально грамотным, что и так понятно. Профессионализм подразумевает также ответственность, знание и соблюдение рабочей этики, музыкальной и общечеловеческой культуры.

Атмосфера в оркестре полностью зависит от руководителя. У американского бэнд-лидера нет особых друзей или “любимчиков” в коллективе. Его отношения со всеми музыкантами ровные и одинаковые. Он пользуется абсолютным авторитетом как музыкальный руководитель и администратор коллектива. Исходя из этого, делать замечания музыкантам имеет право только руководитель. Причем свои замечания, рекомендации или претензии бэнд-лидер никогда не сделает в присутствии других музыкантов. Это всегда происходит в личной беседе и в дружественной форме. Во время живого исполнения, естественно, музыканты иногда делают ошибки. Но здесь есть нюансы. Если ошибку саксофониста, гитариста или даже пианиста могут “не заметить”, то ошибки басиста или барабанщика очень “бросаются в глаза”. По-этому позиция барабанщика и басиста очень ответственная и напряженная по сравнению с другими.

Другой нюанс. Если все знают вас как опытного, профессионального музыканта, то единичные ошибки не вызывают особых претензий, т.к всем понятно, что мы живые люди и во время живого исполнения могут быть случайные ошибки. Не ошибается только iPod. Но если ошибки носят систематический характер, и, если они являются следствием недостаточной подготовки музыканта, то, если после беседы с бэнд- лидером ситуация не изменится, музыканта могут заменить. Конечно, в серьезных ситуациях, если, например ошибка привела к остановке шоу, бэнд-лидер будет стараться сделать всё возможное, чтобы оправдать, защитить музыканта. Артист, гэстинтертейнер, для которого играет бэнд, если в шоу были допущены критические ошибки, может пожаловаться на музыкантов!

В американских бэндах музыканты искренне поддерживают друг друга. Выражается это одобрительными словами: “Good job” или “Good solo, man!”. Это очень важный момент, особенно для новичков. Это стимулирует ответственность и желание быть лучше, поддерживает, подстегивает музыкантов. Бэнд-лидер, после окончания шоу или любой другой игры, всегда благодарит музыкантов за хорошую работу. У них нет “звёздной болезни” в коллективах. Никто из коллег не будет упрекать или поучать.

В “наших”коллективах ситуация не редко очень отличается. Мне не хочется “копаться” во всех недостатках, но хочу назвать главные, на мой взгляд, причины по которым возникает дискомфорт в наших коллективах. Это злоупотребление алкоголем и менталитет. С алкоголем всё понятно. Благодаря нашему менталитету, многие бэнд-лидеры становятся заложниками своей “душевной щедрости”. Вот как это происходит: по нашим традициям, музыканты всегда собираются у кого либо в каюте отметить праздник, День рождения или просто пообщаться, поговорить по душам. И, естественно, как “закон” для нашего брата, без “кваса” никакая беседа не может иметь место. Ну, это не запрещено. Но, когда руководитель коллектива принимает в этом активное участие, то, очень быстро стирается грань субординации в коллективе. И начинается: опоздания, появление на работе “под мухой”, “а можно без меня...”, “а почему я...” и т.п. Причем, если в американских коллективах музыкантов в случае конфликтов очень легко заменить, то в наших это всегда почти не возможно! Из-за этого, в наших коллективах отсутствуют инструменты воздействия на наруши- телей дисциплины. В коллективах нередко зарождаются “противоборствующие кланы”. Все это приводит к ссорам во время работы, упрёкам, насмешкам, сарказму и т.п.

В малых коллективах (трио, квартеты) проблемы возникают тоже. И опять, главной причиной является злоупотребление алкоголем. Вторая причина, которая приводит к появлению напряжения в коллективе, это разные взгляды на изложение исполняемого материала. Не секрет, что музыканты все разные, у всех свои вкусы и предпочтения, разные характеры и темпераменты. И, как следствие, в коллективе могут расходиться взгляды на репертуар, стиль исполнения, гармонические сетки и т.п. (В больших оркестрах, где репертуар читается по нотам с этим гораздо проще – у каждого выписана своя конкретная нотная партия.) Не редко, “разбор полетов” начинается прямо на рабочем месте, в присутствии окружающих, что является вопиющим нарушением рабочей этики.

Поучительным будет следующий случай который имел место в шоу бэнде в прошлом контракте. Мы вечером играли данс-сеты для туристов. В перерыве между сетами клавишник и гитарист что-то живо обсуждали на сцене, эмоционально размахивая руками и громко произнося слова (вероятно из-за играющей музыки). Через пару минут явились секьюрити и увели их на алкоголь-тест (работники бара настучали). В результате проверки, с алкоголем все было в порядке и оба получили по “пину” за нарушение рабочей этики.

Вот, вкратце… Надеюсь, ответил на вопрос.

Да, хотелось дать несколько общих советов музыкантам. Если у вас в коллективе назревает конфликтная ситуация, всеми силами старайтесь её избежать! Уступайте друг другу в спорах (их лучше вообще избегать!) и всегда выполняйте требования бэнд-лидера. Понятно, что сколько музыкантов, столько и мнений, но, поверьте, работать, играть музыку в коллективе, пораженном конфликтами и ссорами просто невыносимо. Это чувствуют все окружающие, и туристы в т.ч. Контракт всегда целесообразно доработать, а дома, на берегу, вы уже примите решение работать ли дальше в этом коллективе или нет.

Будьте профессионалами!

Запись опубликована в рубрике Ответы на вопросы с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Конфликты среди музыкантов

  1. очень актуальная информация, особенно для наших коллективов

  2. Могу сказать, что это действительно очень серьезная и актуальная тема. Я это понял, проработав 2 контракта и работая сейчас на третьем. Проблема этики здесь действительно сущетсвует. особенно в муз. коллетктивах и не только среди «наших» музыкантов. Да, «наши»-это отдельный разговор, но могу сказать, что и «ихних» музыкантов" дале не все идеально, как кажется как первый взгляд. Редко когда встретишь здесь действительно настоящих «фирмачей» без слишком завышенного самомнения. Я считаю, что чрезмерно завышенная самооценка-это проблема западного мира. И остюда вытекающее больное самолюбие. У них просто тупо все на этом построено. Убрать все их «перья» и сразу видно «куринную попку» :)) Хотя есть конечно тут умные и конструктивные люди, я бы сказал-они всегда находят наиболее лучший выход их ситуации-в этом они конечно умельцы-респект им за это)) И они умеют «спускать» ошибки, если видят, что человек это сделать случайно и готов исправиться (у всех бывает как говорится, руководство специально здесь никого не «козлит», за редкими исключениями). Хотя бывает, что кто-то делает откровенную лажу безнаказанно, а кто-то из-за случайной ошибки получил «пин» или «ворнинг». Вообще-у них правила очень условны, очень много зависит от ситуации и они умеют ее «крутить» как им это выгодно)).

    У многих музыкантов нет понятия, что такой «feel, groove, jazz swing...» А когда начинаешь «качать»-но некоторых «ихних» и «наших» музыкантов это начинает откровенно раздражать, мол: «шо это ты сильно фирмовый тут? играй как все-»strait & simple" (некоторые препятсвуют в игре этому-играя как роботы-машины-ровно, но без стиля и «фила», некоторые прямо начинают умничать-мол бас должен играть вперед, играй ровно в клик, не оттягивай и прочий бред). Это реально напрягает, ощущаешь себя зажатым и дистридетированным, хочется положить бас и сказать-что я тут вообще делаю?! Где вы учились играть джаз и походную от этого эстрадную музыку??? Когда достаточно послушать любой нормальный трек фирмачей или посмотреть какуе-то школу на эту тему авторитетных музыкантов-и все становится ясно.

    Плюс зачастую люди путают здесь личное и профессиональное, привносят свои «личные терки и траблы» на сцену-это тоже мешает работать.Встречаются тут «умники» и «диктаторы», которые пытаются изображать из себя «фирмачей» и «муз. директоров». Вобщем, я бы порекомендовал компаниям, в которых я начал работать уделить подготовке музыкантов и этическим нормам больше внимания. Мы в не уличных бандах нью-йорка тут играем-это серьезный бизнес и у него свои законы!

Добавить комментарий для Константин Арефин Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *