Приветствую, коллеги. Сегодня я хочу поговорить о положении дел в американских бэндах, и, вообще, о молодых западных музыкантах. Тенденции современной музыкальной культуры все более теряют связь с музыкой прошлых лет. На мой взгляд, некоторые экземпляры современного музыкального “искусства” вообще сложно назвать музыкой. И печален факт того, что молодые музыканты на западе (я по большей части работаю с западными музыкантами) все очевиднее являются носителями именно современной музыкальной культуры. Я не говорю, что это плохо. Плохо то, что они, в большинстве своем, не знают, и, по моим наблюдениям, не хотят знать традиционную музыку прошлых лет, т.е игнорируют “корни”, истоки, стандарты, вечнозеленую (evergreen) музыкальную культуру, которая все еще прочно удерживает свои позиции на круизных лайнерах, не смотря на то, что многие менеджеры спешат списать ее со счетов, и заменить на современную, так сказать, “малобюджетную” музыку.
Конечно, это экономически выгодно, т.к. появляется возможность сократить духовые инструменты в шоу бэндах, и сэкономить кучу бабок. Но, на мой взгляд, время кардинальных перемен еще не пришло, т.к. подавляющее большинство туристов, по причине своего возраста, являются носителями именно традиционной музыкальной культуры. Они предпочитают слушать и танцевать парами под стандарты, а не под поп-рок музыку или мотаун. Конечно, репертуар должен быть сбалансирован, должна звучать разная танцевальная музыка – от 50х (сегодняшние программы уже начинаются с 60х – 50е игнорируют) и до последних хитов. Но, я наблюдаю такую картину – танцплощадка наиболее забита танцующими, когда бэнд играет именно стандарты, т.е. балрум музыку! В конце концов, все зависит от ситуации. Бэнд лидер должен осмотреть зал, оценить ситуацию, т.е. увидеть кто в большинстве своем присутствует в зале, и согласно присутствующей публике составить примерный танцевальный репертуар. И вот, именно эти способности отсутствуют у молодых музыкальных директоров или бэнд лидеров.
Не редко бывают ситуации, когда у бэнда тематический вечер, например музыка 80х. Мало кто из туристов танцует. И вот, дедушка подходит, и просит сыграть чачу, или румбу, или еще какой ни будь стандарт типа “Fly Me To The Moon”. На что бэнд-лидер отвечает – нет чувак, у нас сегодня в программе 80е, да и вообще, мы такую музыку не играем, иди в “Ocean Bar” – там бал-рум трио играет такую музыку. Конечно, с одной стороны бэнд лидер прав – у него есть программа вечера, и, по его мнению, в зале должны собраться именно те, кто хочет послушать хиты 80х. Но, с другой стороны…. часто молодые американцы просто не знакомы с этим репертуаром.
Помню, однажды пришел молодой гитарист-бэнд лидер из компании Royal Caribbean, Он был очень важным и амбициозным. И вот в программе круиза было мероприятие “Black and White Ball” – это торжественный бал, когда все одеты в белое и черное, присутствует стафф и все офицеры. Шоу бэнд весь напомаженный является гвоздем программы, обеспечивая танцевальную музыку. Когда я увидел танцевальную программу бала, я слегка присел. Поп-рок, рок, мотаун и т.п. современные вещи. Пересилив себя, я попытался осторожно намекнуть бэндлидеру, что, как бы… бал, сэр. Ничего страшного, парировал он, у меня все будут танцевать… Начался бал, сыграли кое-как вальс (американцы не умеют играть вальсы) для капитана, а дальше… все были в легком шоке – престарелые туристы и офицеры во фраках и костюмах и их дамы в вечерних платьях не знали что делать — они просто стояли на месте, громко разговаривая под современные ритмы рока и диско. Им бы потанцевать парами, пообщаться – сама атмосфера вечера обязывает… Но гитарист невозмутимо гнул свою линию почти нон-стопом, пока круиз директор тихонько не сделал ему замечание сменить пластинку. И тут наш лидер начал наспех лепить танцевальную программу, долго копаясь в нотах. В общем, было не ловко и даже стыдно.
И вот, недавно, наш корабль инспектировал корпоративный круиз директор компании “Карнивал”– пожилой мужик. Я краем уха слышал согласование с ним программы капитанского вечера. Слышал как он, глядя в список с улыбкой комментировал – почему, если “стандарты”, то обязательно Майлс Дэвис или ладовый джаз? (наш бэнд лидер трубач))). Играйте легкую танцевальную музыку, балрум. Должен сказать, что наш молодой трубач слегка растерялся. Но программа, наконец, была согласована, и, хочу отметить, что когда бэнд играл “In The Mood” – на танцплощадке просто не хватало для всех места!
Еще одна беда, причем большинства молодых американцев – когда бэнд играет стандарты с листа, не аранжированные, они не знают, как сыграть вступление и коду. Обычно, после счета, сразу играют с первого такта, а на коде просто останавливаемся, слегка замедлив. В общем, все это выглядит довольно коряво и не профессионально! И, естественно, давать советы в это время бэнд-лидеру нельзя, т.к. это ставит его в неловкое положение. Однако, ничего не меняется и на следующем джаз-сете.
Из своего опыта знаю, что в такой ситуации, когда стандарты читаются с листа, и не знакомы коллективу, лучше всего предоставить вступление пианисту. Грамотный пианист легко сыграет вступление даже по гармонической сетке, подготовив бэнд к первому такту. Ну и кода – чаще всего троекратное повторение последних четырех тактов. Музыкантам старой школы это хорошо известно, а вот с молодыми – просто беда!
Я все чаще соглашаюсь с тем, что наши музыканты лучше знают стандарты чем западные музыканты.
Молодые амбициозные американцы рвутся в бэнд лидеры, чаще всего еще не обладая опытом, не имея достаточных знаний исполняемой на кораблях музыки, игнорируя традиции. И это печально – нередко они выглядят глупо и не профессионально, но ничего поделать с этим не возможно, ибо в наши дни круиз директорами становятся бывшие библиотекари, танцоры, массовики-затейники, театралы и т.п. – и они тоже молодые. Они полностью доверяют бэнд лидеру, считая, что у них достаточно “опыта”. Такой вот замкнутый круг.
В заключение хочу дать совет всем музыкантам – не игнорируйте “стандарты”! Изучайте их. Они были, есть и будут присутствовать в репертуаре исполняемой музыки на круизных лайнерах! Кроме того, многие из них довольно красивы и мелодичны. Их можно исполнять в разных танцевальных стилях. Знание стандартов значительно облегчит ваше существование на кораблях, и не только!
Для тех, кто не знает. Стандарты – это (не буду углубляться в историю и научные формулировки) это то, что исполняли Элла Фицтджеральд и Фрэнк Синатра. К наиболее ярким современным исполнителям приятных на слух, по моему мнению, можно отнести Mickle Buble и Diana Krall. Rod Stewart более десяти лет назад записал четыре альбома популярных стандартов.
Желаю всем здоровья и успехов!
Хорошая статья. Во многом согласен. И про стандарты и прочую более «взрослую» музыку. Она куда лучше подходит для создания светской праздничной атмосферы, создаёт хорошее настроение и т.д. В отличие от подавляющего большинства современного «крэпа», лишённого мелодики, красивых благородных гармоний и т.д. Большинство современной попсы звучит весьма куцо и убого в инструментальных переложениях по описанным выше причинам.
Согласен — с «традициями и правилами» иногда на кораблях бывает просто «беда». Каждый начинает «гнуть свою линию» (особенно «некоторые мд» и «бывалые музыканты»), каждый хочет «быть правым». Отсюда теряется объективность и профессионализм. Мне кажется, компаниям пора серьезно над этим задуматься — над их стандартами и их «реальным выполнением» (по крайней мере в энтертейменте). По-моему слишком много «отсебятины и звездности». Хочется, чтобы все было ТОЛЬКО по мировым стандартам музыки, энтертеймента и бизнеса. Чтобы было все четко и ясно. Как по уставу (в других отделах все как-то «стабильней»). За «нецивилизованное поведение и происшествия» я вообще даже не хочу упоминать. Для меня было очень дико подобное там наблюдать. Тем более из этого сайта все очень выглядит «по взрослому». Однако бывают «исключения».