Приветствую, коллеги. В этой статье речь пойдет о т.н. “стандартах”. Или, другими словами, о материале т.н. Real Books. Могу с уверенностью сказать, что знание джазовых “стандартов” является достаточно важной частью багажа каждого профессионального музыканта. Стандарты, так или иначе, присутствуют в каждом контракте музыкантов на круизных лайнерах. Однако, в то же время, по моим последним наблюдениям, молодые американцы очень плохо, или, как бы не удивительно это звучало, совсем не знают эту, казалось бы, американскую музыку.
Игнорирование стандартов, рано или поздно, может сыграть злую шутку с любым из вас, дорогие коллеги. И вот один из наглядных примеров:
Мой прежний руммэйт, клавишник, который проработал на Карнивале несколько лет, был уволен из-за незнания стандартов. По его словам, в течение нескольких месяцев, музыкальный директор саксофонист, уволил 5 человек по этой же причине! И я склонен ему верить, т.к. очень многие молодые музыканты не знают стандартов от слова совсем. Хочу пояснить, что мой бывший руммэйт предпочитает хард рок, и очень не любит стандарты, и, как оказалось, очень зря.
Но, вот что я хочу поведать вам без всякой “воды” дабы облегчить интересующимся музыкантам процесс изучения джазовых тем. Стандартов в реал буках огромное количество! Что делать? Играть-изучать всё подряд? Или как?
Ну, во-первых, для тех, кто не знает, существует несколько (до 30) стандартов, которые, как говорят, знают, или должны знать все уважающие себя музыканты. Это, так сказать, “любимые темы”, которые принято играть и импровизировать на них. Эти несколько стандартов, в свою очередь, условно делятся на две части – для коллективов с духовиками, и для коллективов без духовиков.
Ну так вот, если вы работаете в коллективе, где есть духовики, то, скорее всего, на джазовых сетах и джемах будут звучать такие темы: Mercy, mercy, mercy, Cantalope island, In the mood, Caravan, Take A-Train, Misty, Milestones, Little sunflower, Watermelon man, The chicken, All blues, Days of wine and roses, Fly me to the moon.
А вот темы, которые чаще играют без духовиков: Autumn leaves, Blue Bossa, Beautiful love, Black orpheus, Chameleon, Cold duck time, Girl from Ipanema, Have you met miss Johns, I could write a book, My funny Valentine, I love you, So what, Impressions, There Will Never Be Another You, Song for my father, Cissy strut, Freddie Freeloader, Take 5.
Конечно, разделение мной стандартов на игру с духовиками и без духовиков очень условное, так сказать, для лучшей “ориентации в пространстве”. Все выше перечисленные темы играют в любых составах! Выучив этот, предложенный вам минимум, вы уже сможете в первое время играть джазовые сеты в любом коллективе.
Из множества реал буков на круизных лайнерах, чаще всего, используют Реал бук номер 1. Иногда просто открывают его, и читают с листа некоторые темы из этого сборника.
И да, чуть не забыл, гвоздем любого джазового сета или джема, является блюз.
Ну, как то так. Уверен, что эта информация будет полезна всем начинающим и не очень музыкантам.
Опытных матросов прошу в комментариях добавлять стандарты, которые играют в ваших коллективах. Уверен, это будет полезная информация для всех музыкантов!
Всем удачи и здоровья!
Да, стандарты однозначно необходимы. Наличие понимания джаза, умения импровизировать, джазовая манера, стиль и т.д. принципиально важны как в джазе, так и для работы на лайнерах. Там вся музыка на 80%+ строится именно на джазе и стилях, которые от него исходят. Конечно рок, поп, латина. В любом случае — это всё эстрадная музыка, которая как известно пошла от джаза. Немного классики, духовая симфоническая музыка тоже, но в гораздо меньшей мере.
Как же это «Take 5» ,написанная ни кем иным как Полом Дезмонтом, являющимся саксофонистом и разумеется исполняемая им, у вас относится к стандарту ,играющемуся без духовых? И наверное все таки Impressions вместо Imressions.
Угу. Так и есть. Impressions)) Уже исправил...