Зарплаты. Знаете, когда мы получили свою первую китайскую зарплату? Через два с половиной месяца после начала контракта. Замысловатые принципы «day salary» прописывают китайцы в своих контрактах. Это здесь нормально — если зарплата будет оплачена, например, 20 числа следующего месяца за текущий месяц. Почему так? Потому что они перестраховываются, чтобы мы не сбежали от них раньше обусловленного времени. К слову, некоторые китайские «лаобаны» покупают билеты и делают визы некоторым нашим «гастролерам» удаленно, но так до сих пор все не встретятся никак.
Вернемся к нам. Но тут уж как договоришься. «Все в наших руках» — в этом случае надо понимать буквально. А в наших руках контракт и возможность его редакции. После неслыханного количества «кидалов» наших коллег, мы стали осторожнее. Просим зарплату наперед. Если звучит — нет, то просим оплату каждых 5 дней. Еще нет? ОК, тогда можно каждых 10, 15, 20 дней и так далее. Много чего может китаец рассказать о своей жизни и о плохих обстоятельствах его бизнеса прежде чем он согласится на наши условия. Это еще не значит, что если в нашем кармане договоренность на первую зарплату через 10 дней, то она будет лежать в кармане через этих 10 дней. Скорей всего на день так 13-й, 12-й или может даже на 11-й. Если повезет. Зарплата для бэнда в КНР, если везут на долгий срок (от 6 месяцев) варьируется от 1000$ до 1300$ на одну персону в месяц. Если бэнд уже в Китае то соответственно 1300$-2000$. Средняя цена нашего музыканта на китайском контракте — 1500$. Есть тенденция к снижению зарплат для всех наших прибывающих артистов. С каждым годом их здесь все больше и больше. Напротив, интерес китайцев к «лаоваям» все меньше и меньше.
Гонорары. Мы говорим «гонорар», а подразумеваем торги. Это самое интересное, что происходит в отношениях между «лаобаном» или агентом с одной стороны, и артистом с другой. Если провести параллель между этими деловыми отношениями с отношениями двоих возлюбленных, то сами торги схожи на время, так сказать «шоколадного» периода. Если мы сразу же согласились на предложенный гонорар за шоу или «gig» то китаец так и ахнет — как ловко он продал очередное «белое сердце». Китаец также знает, что мы научились дорого продавать свои харизмы и таланты в руки этим «ничего не понимающим в цивилизованном мире китам». Все применимо в этот период в боях за каждый цент. Комплименты, подтверждения дружбы, жалобы на конкуренцию у себя и предупреждения о конкуренции у нас, восхищения своими профессиональными качествами и другие выдуманные истории. Все равно, сумма гонорара не будет соответствовать изначально озвученной сумме. Как и в других денежных отношениях, здесь все строится или рушится благодаря доверию. Доверяя собственному положительному опыту сотрудничества, четкому как производство на китайских фабриках, мы можем занести нашего агента в лик проверенных. Тогда все у нас будет замечательно.
Фрилансеры. Каждый из наших коллег, поработавших некоторое время в Китае, слышал, наверное, что фрилансерская жизнь легче и интересней резидентной. Мы лишь можем подтвердить эти знания, нашими наблюдениями.
Есть особое время — это осень (начало пивных фестивалей), Рождественские праздники, и месяц после них. Дальше начинается Китайский Новый Год на протяжении которого и после него фрилансерскую работу для музыканта сыскать тяжело. Ближе к лету опять возрастает количество заказов. Группы в Wechat предлагают много «day party job». Знакомые агенты, в знакомом городе, обязательно предложат работу на выходные. Это может быть свадьба, презентация строящегося жилого дома, открытие магазина, авто шоу и много чего другого праздничного где китайцам понадобились «лаоваи» с пением и музыкой. Мы то знаем, что уже в каждом китайском городе побольше, есть свои незаменимые фрилансерные группы с такими артистами. Также этим видом работы не брезгуют наши музыканты — резиденты. У них это просто подработка. Если мы, рассчитываем сугубо на фриланс то нам нужно выбирать локацию в одном из китайских центров, узлов, мегаполисов, что даст дополнительную возможность обслуживать города поменьше, расположенных в агломерации. Мы можем себе представить выражение лица или просто «выражения» этих «засевших» музыкантов когда к ним в город заехали очередная «белая» группа. И к тому же в Wechat они уже «available in our city!». Если, рано или поздно, судьба знакомит таковых коллег, то все происходит мирно и дружелюбно. Так, что никаких разборок и деления шоу рынка в КНР между нашими артистами нет. Также как и у агентов — на одну и ту же работу могут зазывать около 5 агентов. У китайцев это «свояцкий» такт, а у наших — просто «земляки».
Классно написано, все в точности так как написал автор. Работаю второй год в Китае, больше года проработал в агенстве, сейчас несколько месяцев раифрилансе в Гуанчжоу.