Приветствую, коллеги. В этой статье хочу поделиться своим опытом работы в кавербэндах. А именно, как правильно работать над исполняемы-ми каверами. Для тех, кто не знает, что такое “кавера”. Кавера – это популярные песни эстрадных звезд, (и не только) которые исполняются коллективами с некоторыми изменениями (интерпретированные по своему), или же “один в один”, как они звучат на оригинальном треке, в оригинальном исполнении.
Сегодня на круизных лайнерах, уверен, кавера играют все виды оркестров – от эстрадных дуэтов и до шоу бэндов. Произведения в исполнении классических и других дуэтов тоже можно назвать каверами. Варианты исполнения каверов зависят от предпочтений бэнд лидеров, или от коллективного решения. В чем заключаются эти “варианты"? Кто-то предпочитает играть, как говорят, “в копейку”, т.е. один в один со звучанием оригинального трека, а кто-то предпочитает вносить изменения, добавляя или убирая некоторые части, меняя аранжировку и т.п.
По своему опыту, я могу сделать вывод, что звучание “в копейку” гораздо предпочтительнее и выгоднее, чем применение различных изменений, “творческих идей”, и т.п. Включая оригинальные тональности.
Ну, во-первых, все популярные песни на слуху у публики, и публика, обычно, “поет” во время звучания песни, подпевает, танцует, и ведет себя согласно оригинальному треку. Публика знает исполняемый бэндами материал вплоть до оригинальных соло, которые имеются на оригинальных треках, и бэквокала.
Во-вторых, нередко кто-либо из публики может изъявить желание спеть с оркестром любимую песню. Исполнитель хорошо знает оригинальную версию материала, и ему невдомек, какие изменения в аранжировку внес коллектив. Очень редко, когда исполнитель, разбирающийся в муз. грамоте, может попросить изменить тональность, на что бэнд имеет право и не согласиться (в зависимости от сложности материала). Также, коллеги из других коллективов могут изъявить желание спеть с вами пару-тройку песен. И здесь тоже все указывает на то, что должна прозвучать оригинальная версия песни, с которой знаком ваш коллега.
В-третьих, исполнение материала “в копейку” выгодно всему коллективу, т.к. очень экономит время, и позволяет пользоваться оригинальными треками (для изучения и воплощения материала) без лишних вопросов и мытарств с репетициями. Так же, если в коллективе меняется любой из музыкантов, ему войти в репертуар гораздо легче, и восстановление работоспособности коллектива происходит быстрее.
А как же творчество?, — спросите вы. Для творчества тоже есть место на круизном лайнере. Существуют такие мероприятия как джем сешн и фест (фестиваль песни). На эти мероприятия, обычно, собираются все музыканты круизного лайнера. И вот тут каждый коллектив, и отдельные музыканты показывают кто на что горазд. Собствен- ные сочинения, собственные песни, импровизации, игра на разных инструментах и тп. Довольно интересно как для туристов, так и для самих музыкантов.
Как работать с каверами? О том, что, желательно, чтобы всё было “в копейку”, включая многоголосие и бэк вокал, я уже упоминал выше. Еще одной важной составляющей живой игры является динамика. Т.е., вступление громко, далее необходимо снизить громкость, уступая вокалу. В запеве постепенно наращивается громкость до припева. В конце припева – кульминация по громкости, и со следующим куплетом процесс повторяется – начало тише, и кульминация к концу следующего припева. Важно помнить, что главной персоной в кавер бэнде является вокал, и, по-этому, оркестр не должен мешать вокалисту, напрягать его, перекрывая звучание вокала по громкости.
Должен сказать, что на репетициях, перед началом контракта в компании “Карнивал”, оркестр сдает программу специальному “наблюдателю”, те опытному музыканту, назначенному компанией, который выявляет имеющиеся недостатки в репертуаре, в звучании. Так вот, больше всего нареканий именно к динамике звучания коллектива.
Вот, вроде, всё по каверам. Надеюсь, теперь ваш коллектив будет звучать еще профессиональнее.