Итак, как я уже упоминал в предыдущей статье, “отоварка” – это было одно из главных событий в жизни советского моряка. В этот день все кто мог не работать – не работали)) В советское время отоварка имела место в Вене – столице Австрии. Хотя, конечно, было что купить и в Германии, но Австрия была “дружественнее”. В Германии нас старались не выпускать с корабля – специально придумывали аврал для экипажа. Т.е. т.к в Германии происходила смена туристов, корабль убирали после бывших туристов и готовили его к будущим. Музыканты, в частности, помогали бортпро- водницам убирать каюты. А именно: протирали зеркала, выносили мусор и пыле- сосили. Это продолжалось до первой половины 90-х. После развала Союза авралы отменили и экипаж начал посещать прекрасный немецкий город Пассау (Passau).
Итак, перед Веной весь экипаж получал заработанную, (скорее, полагающуюся) валюту, и был готов потратить её на “подарки и сувениры”. Но тут не всё так просто. Экипажу не разрешалось выходить в зарубежные порты по одному человеку. Нужна была тройка, т.е. только по три человека. Объяснялось это тем, что вдруг чего слу- чится, один будет охранять, а другой побежит на корабль за помощью)) Но, на самом деле, это нужно было для того, чтобы никто не позволил себе ничего лишнего во всех смыслах этого слова)) Однако, не буду в это углубляться.
В 8.30. по громкой связи звучало объявление: “Всему экипажу собраться в зале ресторана”. И вот экипаж, нарядно одетый, уже через пару минут сидел в зале ресторана. Кстати, некоторые идейные люди ходили на отоварку в пиджаках-белых рубашках-галстуках, олицетворяя советское общество)) Помполит (помощник капитана по политической части – была такая должность, и, должен сказать, очень влиятельная должность, зачитывает тройки, и экипаж отправляется в “город-герой Вену” – так с любовью называли его моряки.
Тогда был популярным каламбур: Куда стараются попасть и наркоман и эмигрант? – в Вену))
Экипаж дружно направлялся в район Мексико Плац (Mexico Platz). Этот район прилегал к речному вокзалу, где стояли пассажирские лайнеры. Это было несколько торговых кварталов, в основном, состоящих из магазинов и магазинчиков. Моряки называли этот район одним словом – “Жмекерштрассе”, а торговцев жмекера- ми. Откуда происходят эти названия – не знаю. И в интернете ничего по этому поводу обнаружить не удалось. Жмекера – это, в основном, эмигранты из СССР и других стран Варшавского договора – евреи, армяне, грузины, болгары, румыны, поляки и т.п. По пути к жмекерам все члены тройки точно знали что им необходимо купить, и составляли план посещения магазинов. Те, которые достаточно хорошо знали друг друга и могли доверять, просто назначали время сбора у какого ни будь места, и разбегались на пару часов. Чтобы весь экипаж имел одинаковые возможности для покупок, увольнения делились на “до обеда” и “после обеда”.
Что можно было купить на одну валютную зарплату? Когда я начал работать во второй половине 80х, музыканты получали валюту в австрийских шиллингах – 120 шиллингов. Это было не много и не мало (в смысле, в сравнении с другими членами экипажа, по существу же, это были “гроши”). Помню, первой зарплаты мне хватило лишь на одни вельветовые джинсы и ремень к ним)) Хотелось еще хороший инструмент, музыку на тогда еще кассетах, качественный walkman (портативный магнитофон), ноты, видеошколы и т.п. Но не всё можно было потянуть на мою зарплату. Ну, народ распоряжался своей валютой по-разному: на одну зарплату можно было набрать мелочевки – капроновые колготки, часы-браслеты, трусы-футболки, не дорогую косметику и т.п. Те, кто хотел купить видеомагнитофон, например, или ковер, дубленку, вынуждены были копить, откладывать валюту на депозит. Мне так и не удалось ни разу купить ни ковер, ни видик, ни дубленку))
Далее, после отоварки, тройки возвращались на корабль, где специальная комиссия старательно переписывала все купленные “сувениры”, чтобы потраченные на них деньги соответствовали заработанным по факту. Т.е. проходило предварительное декларирование товаров и валюты. Делалось всё это по требованию таможни. Далее, при пересечении гос. границы, каждый моряк заносил в декларацию все купленные “сувениры”, и оставшуюся, или накапливаемую валюту. В общем всё должно было, в итоге, “сойтись” на бумаге и по факту)) Вот такой вот геморрой…
Но такое положение вещей было только при союзе. Позже, в 90-х, зарплаты начали постепенно расти, и начались т.н. “бумы”. Первый был бум на бэушные автомобили, затем на красочные пластиковые пакеты, кожу, шоколад, кофе, новую и б.у. бытовую технику, б.у. покрышки для автомобилей, велосипеды…. Таможенные нормы тоже изменились, впрочем, как и сами, принципиальные некогда, таможенники))
Комиссионные магазины начали расти как грибы — как в наши дни аптеки)). Многие моряки, которые были попроворнее и поспособнее, нехило поднялись в то время. Мне же в 90-х удалось привезти из Вены десятилетний “Жигуль”–тройку($400), прожорливую “Вольву”- фургон ($600), который я отдал бате, и 11 коробок пакетов, которые кормили мою семью пару лет)) Однако, в те лихие годы особо успешных моряков, как и первых успешных бизнесменов, начал щемить рэкет. Помню, тогда корабль встречали крутые тачки местных бандитов, а некоторые, как казалось, успешные моряки ходили по кораблю хмурыми и молчаливыми.
Вся эта унизительная возня с “купи-продай” для многих моряков закончилась в начале 2000-х, когда появилась возможность уйти под фрахт и легально зарабатывать своим трудом гораздо более лучшие деньги, чем отоваркой.
Конечно, валютные возможности были не у всех одинаковые даже в советское время. И дело не столько в зарплате, сколько в занимаемой должности, которая позволяла делать валюту буквально из воздуха)) Некоторым “фрахт” был не нужен, и, даже, вреден. Но это уже тема следующей статьи….