Импровизация на круизном лайнере

Скажите, насколько важно уметь импровизировать для работы на круизном лайнере, и по какому критерию оценивается искусство импровизатора? Проверяют ли способности импровизировать при прослушивании?

Импровизация — довольно деликатная тема. Конечно, круто импровизировать дано не каждому, и необходимость импровизировать напрямую зависит от того, в каком коллективе вы собираетесь работать и на каком инструменте вы играете. Поговорим об «импровизирующих» инструментах. Барабанщики и бас-гитаристы импровизируют крайне редко. Исключением является то, если вы работаете в джазовом (не путать с балрум) трио или квартете, когда зрители приходят специально для того, чтобы послушать настоящую джазовую музыку, которая не будет полноценной без импровизации всех членов коллектива.

В шоу-бэнде с духовиками требование импровизировать в первую очередь относится к дудкам. Оно и понятно, ведь в биг-бэнде духовики являются «лицом» оркестра. Когда я присутствовал на прослушивании в компанию «Carnival», агент проверял импровизацию только у духовиков. И я был свидетелем, когда хорошему тромбонисту c сожалением отказали из-за того, что он не умел импровизировать.

Если вы играете в балрум трио или танцевальном бэнде, то очевидно, что импровизи- ровать должны пианист, гитарист или саксофонист. Причем импровизация должна соответствовать стилю исполняемого материала. Если в балрум репертуаре вы играете стандарты, то импровизации должны напоминать джазовые, но без фанатизма, ведь туристы часто находятся в это время на танцплощадке и «ладовые навороты» не должны смущать их. В рок-н-роллах или в поп-рок-балладах, например, импровиза- ции не являются таковыми по большому счету. Скорее всего, это красивые, стильные, соло.

Искусство импровизатора специально никак не оценивается. Отношение к качеству импровизации индивидуально. Сыграть по гармонической сетке, без явной лажи, уже можно назвать импровизацией. Понятно, что импровизации опытных музыкантов интереснее и качественнее. В реальной же практике, в бэндах, если музыканту тяжело дается импровизация, то насиловать его никто не будет. Чаще импровизировать будут те, кто делает это с удовольствием. В прошлом контракте, у нас была бэнд-лидером пианистка из Штатов – Джэйн. Хорошая пианистка, руководитель, дирижер, в общем, профессионал своего дела. Но с импровизацией —  никак. Так она сразу всем объявила, что не умеет импровизировать. И ничего страшного в этом нет, ни у кого не возникло даже тени упрёка или сожаления в её адрес. Кстати, клавишник из нашего бэнда тоже не умел импровизировать.

Проверяют ли умение импровизировать при прослушивании — зависит от компании и от того, на каком инструменте вы играете. В Royal Caribbean, Carnival — это нужно делать здорово, в Holland America Line – попроще... Знаю, что в Холланде не требуют импровизировать при прослушивании. НО ради профессиональных амбиций каждый гитарист или саксофонист должен уметь элементарное — сыграть стильное соло в рок-н-ролле или «типа-импровизацию» по гармонической сетке без лажи.

Осталось дать всем один совет – учитесь импровизировать! Пусть вы не станете классным импровизатором, но играть по гармонической сетке у вас получится без особого труда. Учебных материалов по этой дисциплине сегодня ОЧЕНЬ много! Всё зависит только от вашей лени.

Всем успехов!

Запись опубликована в рубрике Музыканты, О работе с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Импровизация на круизном лайнере

  1. Андрей говорит:

    Дельная статья получилась)

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *