Приветствую вас, коллеги. Хороший вопрос! Мне есть, что вам рассказать, т.к 16 лет назад я наблюдал одну из схем мошенничества. Вот как всё происходило.
В то время я работал в Украинском дунайском пароходстве, и, уже долгое время, засматривался на международные компании, собирал информацию, искал пути выхода на работодателей. Однажды, когда я только вернулся из рейса, мне позвонил знакомый музыкант, и многозначительно предложил выгодную на то время работу на круизном лайнере. Решили встретиться, и обговорить детали.
Володя, так звали моего знакомого, подрабатывал таксистом, т.к. в те годы, работая только музыкантом в провинциальном городе, прокормить семью было не реально. Он рассказал, что неделю назад вез в Одессу и обратно агента из Румынии, который занимается набором персонала на круизные лайнеры. Володя отлично знает румынс- кий язык, и, благодаря этому, за время поездки (4 часа), он настолько сблизился с пассажиром, что они стали приятелями. Володя пригласил нового друга в гости, где они поужинали, и агент взял копии заграничных паспортов для оформления докумен- тов на работу. В общем, агент из Румынии “железно” пообещал Вове устроить его вместе с сыном (сын тоже музыкант) на работу на круизный лайнер. Вова с сыном решили пригласить меня, т.к. у меня уже был большой на то время опыт работы, свой инструмент, и достаточно большой репертуар.
Я, конечно, сразу очень обрадовался, но, “переспав” со всей этой информацией, у меня появились первые сомнения: почему не спрашивают демо, почему трудоустройством занимается не музыкальный агент, не известно название корабля, не известно с какими туристами работает компания. Известна зарплата – $1400. Задав все эти вопросы Вове, я получил, почти успокоившие меня ответы (я на то время и сам слабо представлял себе как происходит трудоустройство в международные компании). Владелец компании, да и капитан корабля, являются хорошими друзьями “агента”, и полностью доверяют ему. А агент просто уверен в “профессионализме” Володи. Тем более, вчера вечером агент звонил Вове и сообщил, что нас уже ждут на корабле. Мне необходимо как можно скорее передать агенту копию своего загранпаспорта. Однако, видно было, что Володя тоже “напрягся”. Он мне сказал: “Мы пригласили агента с женой на обед. В воскресенье они приедут к нам. Подойди и ты, поговори с ним сам” .
В воскресенье я слегка опоздал. Я чувствовал, что я здесь лишний. Чувствовалось, что до моего прихода здесь царила довольно теплая и дружеская атмосфера. Агент “напрягся” т.к. ему представили меня как “бывалого моряка”. Разговор не клеился. Тут, агент с женой засуетились, сказали что им нужно уже ехать. Агент взял мою копию паспорта и они покинули нас.
И тут, я вспомнил случай который имел место в середине 90х. В одно не маленькое село как-то прибыл “агент” из Румынии, который нанимал крестьян, тружеников полей на сельхоз работы в Испанию, Италию, Португалию, Грецию. Не знаю каким образом, однако он сумел убедить жителей села в искренности своих намерений. Все, кто желал получить высоко оплачиваемую работу, должны были принести “агенту” копию загранпаспорта и $400 на оформление виз и покупку билетов к месту работы. Люди приносили деньги, расписывались в ведомостях, подписывали какие-то бумаги… Этого “агента” обманутые жители больше никогда не видели в селе, как и своих денег.
Вова отказывался верить в то, что такой хороший человек, которого он кормил, возил, спать укладывал, мог оказаться мошенником! “Да он мне показывал судовые роли, контракты, которые лежали в его дипломате” – не унимался Володя. “Хорошо” сказал я, “я поеду с вами, однако я не буду давать никаких денег на “билеты” или еще на какие-либо цели”. Подумав не долго, Вова согласился, что если от нас потребуют денег – это точно развод.
Выдержав недельную паузу, агент позвонил Вове и сказал, что контракты и докумен- ты готовы, нужно приехать на румынско-украинскую границу, встретиться с ним и забрать весь пакет документов. Но есть одно условие: для гарантии, чтобы мы, дескать, не сбежали в Италии (по словам агента, посадка на лайнер должна была состояться в Генуе), нам необходимо сдать по 500 долларов, которые немедленно будут возвращены нам по прибытию на корабль.
К такому развитию событий Володя уже был готов, хотя очень не хотел верить, что его “реальная” надежда попасть на корабль рушится. Он сказал, что это очень большие деньги для его семьи — $1000. Он не может даже собрать такую сумму у знакомых. Агент согласился “переговорить” с капитаном, и, перезвонив, сказал, что еле уговорил капитана с его семьи взять $600, а с меня, всё таки $500. Я, как и обещал, отказался от предложения. Сообщив, агенту, что мы, все-таки не будем платить деньги, Вова предложил агенту встретиться еще раз, и обсудить возможные варианты выхода из этой ситуации. Но, как и следовало ожидать, агент пропал, и больше не отвечал на телефонные звонки.
Вот так, можно сказать, легко отделались. Если бы я не работал в пароходстве, и не знал хоть не много о процессе трудоустройства музыкантов, я 100% попался бы в сети “агента”, т.к. желание оказаться на борту круизного лайнера в качестве музыканта очень велико!