Представляю интересное, на мой взгляд, интервью с Денисом – бас-гитаристом и бэнд-лидером, руководящим интернациональным балл-рум трио. Денис русский музыкант, в коллективе которого играют два музыканта из Мексики.
В: Привет, Денис. Тебе сколько лет?
О: 34.
В: Прекрасный возраст! Тебе нравится работать в круизном бизнесе?
О: Да, конечно, и могу объяснить почему. Ну, во-первых – это стабильный заработок, а во-вторых – у меня есть замечательная возможность играть каждый день, работать на сцене, постоянно повышать свой профессиональный и исполнительский уровень! На берегу это практически не возможно. Приходится исполнять самую разнообразную музыку, причем в привычном для туристов формате, т.е. играть узнаваемые вступления, соло и коды, почти не отличающиеся от оригинала. Туристы выходят танцевать чаще тогда, когда узнают произведение уже по вступлению! Они прекрасно знают свою музыку и чутко следят за формой произведения напевая даже соло, которые должны звучать. Есть так же возможность и поимпровизировать.
В: Денис, скажи, а большую ли роль играет музыкальное образование при работе в трио? Всё-таки нот таких серьёзных нет и исполнение материала позволяет более свободную игру. Мне часто приходилось слышать мнение, что предпочтительнее играть “на слух”.
О: Конечно образование играет важную роль! Музыкальное образование это не только способность хорошо читать ноты, это в большей степени опыт, “багаж” музыканта, знание музыки, этики поведения на сцене и в коллективе. Кроме того, музыкантам, имеющим образование легче общаться на сцене, они говорят на понятном друг другу языке.
В: Мне повезло, что я беру интервью у бэнд-лидера. Ты знаешь эту работу изнутри, так сказать. Несомненно, бэнд-лидер должен обладать особенными качествами, не так ли? Ну, характер, силу воли, сдержанность. Думаю, это не легко.
О: Во-первых бэнд-лидер это человек, на которого все смотрят, что ли. Круиз директор и музыканты ждут от него правильных решений и уверенных действий. Музыканты коллектива должны ему полностью доверять. Бэнд-лидер не должен суетиться, повышать голос на музыкантов. От него исходит некая энергия, уверенность, спокойствие, авторитет. Если этого нет, то в бэнде начинается хаос. Я был свидетелем, когда в шоу бэнде руководитель позволял себе кричать на музыкантов, суетиться, принимать не правильные решения и бэнд был на грани развала. В конце концов его просто отстранили от должности. На первый взгляд кажется что бэнд-лидер просто задаёт темп перед вступлением или регулирует исполняемый репертуар, но на самом деле всё гораздо серьёзнее. Это лидерство базируется на высоком профессионализме, психологии и опыте. Лидер должен уметь принимать правильные решения в любой ситуации.
В: Возвращаясь к профессионализму хочу спросить, были ли случаи, когда музыкантов увольняли?
О: Да. В прошлом контракте я работал с певицей из Англии и приехал молодой, неопытный барабанщик, который, по его словам, перед контрактом 4 месяца посещал частные уроки, прослушался и получил контракт. Но специфика работы в трио такова, что у барабанщика нот нет, большинство играется с реал буков. Барабанщик должен знать все аранжировки, все стили, вступления и коды соответствующие каждому стилю. Кроме этого нужно знать наиболее известные аранжировки многих произведений, т.к. когда проходят танцевальные вечера, туристы ждут привычного развития мелодии. Этого нет в нотах, но музыкант, который слышал наиболее известные версии произведений, без труда сыграет любой из вариантов. Нужен опыт, широкий “кругозор”. Поэтому, случайно “просочившиеся” музыканты здесь не задерживаются. Обычно, одной недели достаточно чтобы разобраться в способностях музыканта. Парня уволили через две недели.
В: Напрашивается вопрос: а каким таким “багажом” должен владеть музыкант для работы в трио? Достаточно ли быть просто грамотным музыкантом, читать ноты, знать гармонию и мастерски владеть инструментом?
О: В такого рода трио, обычно исполняют музыку 30х-70х годов. Следовательно, необходимо хорошо знать все хиты этого временного отрезка и даже больше. Как это сделать? Набрать в интернете в браузере запросы “TOP CHARTS 40”, “TOP CHARTS 50” и т.д. Взять оттуда самые известные песни и послушать их именно в оригинале.
В: Ты “свободный” бас-гитарист. Это значит, что у тебя нет постоянного коллектива. В каждом контракте ты работаешь с совершенно не знакомыми музыкантами. Как тебе удаётся со всеми ладить и работать гладко, без конфликтов.
О: В этом и заключается профессионализм. Коллектив работает без репетиций. Музыканты меняются, иногда, каждый месяц. Вот тут-то и играет важнейшую роль тот “багаж”, который обретает музыкант с годами, играя в разных коллективах и слушая музыку, пополняя тем самым этот “багаж”. Музыкальный язык интернационален, а между собой мы объясняемся на английском языке. Всё мудро, всё продуманно!
В: Я надеюсь, с этим всё понятно. У меня еще такой вопрос: я знаю, что ты работаешь без агента, т.е. напрямую с компанией. Как тебе это удалось? Раскрой секрет такой удачи!
О: Да, можно сказать, повезло! Моя знакомая порекомендовала меня менеджеру компании и дала мне телефон. Я позвонил, и после непродолжительной беседы он принял меня на работу.
В: Как важно хорошо знать английский, да?
О: Без вопросов! Без знания английского языка устроиться на работу в хорошую компанию нет шансов.
В: Какие рекомендации ты хотел бы дать будущим бэнд-лидерам?
О: Во-первых нужно любить свою работу. Во-вторых нужно уважать своих коллег и уважать туристов, гостей. Ни в коем случае не выяснять отношения или устраивать “разбор полетов” прямо на сцене или в рабочее время! На сцене всегда должен быть только “позитив”! Не нужно “давить” на своих коллег, если у них что-то не получается. Нужно дать им время и возможность исправить свои ошибки. Ну, и в то же время, нужно не стесняться вежливо и тактично указывать на недостатки в игре или в поведении. Гармония должна быть во всём.
Спасибо, Дэн, за интересное и содержательное интервью. Уверен, что каждый читатель найдёт в нем что-то полезное для себя. Удачи тебе и успехов во всём.